#полезныестатьи#паллиатив#грантПрезидентаРФ#Православнаяинициатива#
Эту статью мы посвятим полезному досугу с маломобильными людьми — арт — терапии.
Статья будет касаться в основном практических моментов этого вида деятельности.
Какие вопросы мы рассмотрим в данной статье:
1. Как влияет арт- терапия на маломобильного пожилого и человека и инвалида;
2. Как правильно предложить вашему подопечному или родственнику позаниматься;
3. Сколько времени должно длиться занятие и как часто;
4. С каких упражнений по арт-терапии можно начать, и что для этого потребуется.
В России арт-терапии стати уделять внимание только с 90-х годов 20 века, благодаря изучению опыта западных коллег, где социальные институты развивались быстрее.
В основном в это понятие вкладывали изотерапию, но со временем понятие расширилось и стало включать и элементы музыкотерапии и фильмотерапии, а также иных форм.
Среди ключевых функций, выполняемых арт-терапией можно выделить следующие:
[ ] седативно-регулятивную (снимает напряжение и гармонизирует психоэмоциональный фон),
[ ] стимулирующую (мобилизует физический и эмоциональный потенциал),
[ ] катарсическую (способствует выбросу накопившихся негативных эмоций), коммуникативно-рефлексивную (улучшает межличностное общение и самооценку.
Наблюдая за маломобильными подопечными Православной патронажной службы, проживающими на дому, эти функции действительно работают.
Через рисунок или обсуждение картин и рисунков пожилой человек может проработать травматический прошлый опыт и решить внутриличностные конфликты, поддержать положительные изменения, что способствует улучшению и в когнитивной сфере.
Прежде чем заняться с Вашим подопечным, например, изотерапией спросите , как он себя чувствует и попытайтесь предложить нарисовать свое настроение. Как правило, пожилые люди, особенно долго находящиеся в изоляции, стесняются или испытывают апатию к любой новой инициативе. Но как только они начинают творческое дело, увлекаются и при добром сопровождении и вопросах с удовольствием погружаются в занятия.
Помните, что пожилые люди , они как дети, могут капризничать, но потом с удовольствием погружаются в атмосферу общения.
В зависимости от общего состояния здоровья подопечного занятие может длиться от 30 мин до 60. Вы можете занимать ежедневно понемногу или 3 раза в неделю по часу. Все зависит и от общего состояния здоровья подопечного и от ваших временных ресурсов.
Формы занятий могут быть как индивидуальные, так и групповые: для специализированных учреждений или , когла семья решила посетить свою бабушку. В процессе арт-терапии налаживается коммуникация, и пожилой человек становится более открытым.
Кстати арт-терапия приемлема и для лежачих больных, для этого можно использовать подручное оборудование , например, прикроватный столик или воспользоваться элементами фильмо и музыкотерапии
Итак, с каких занятий можно начать? Для первого занятия понадобится альбомный лист и цветные карандаши. Попросите нарисовать пожилого человека , что его тревожит или изобразить настроение или нарисовать: о чем он мечтает. После того как подопечный завершил свой рисунок, попросите его уничтожить этот рисунок любым способом: порвать, помять, почиркать. После этого дайте другой лист бумаги и клей и попросите восстановить. Затем поговорите о том, что если что-то в жизни происходит, что рушит наши планы, мы можем выстроить нашу жизнь по другому сценарию, который будет не хуже. Расспросите, что испытывал пожилой человек, когда пришлось уничтожить рисунок и заново восстанавить рисунок. Данное упражнение особенно полезно, когда подопечный пережил травму, тяжёлую болезнь, разочарование.
Второе упражнение, которое мы рассмотрим в данной статье: «коллаж мечты» . Оно очень распространено в психологической практике. Для выполнения данного упражнения Вам понадобятся старые журналы и газеты с картинками, альбомный лист, клей и ножницы . Предложите пожилому человеку ,как мозайку, собрать коллаж своей мечты. Если у подопечного есть трудности с вырезанием или приклееванием, помогите ему. После завершения данного упражнения Вы увидите прекрасную картину, которую можно оставить подопечному на память и по возможности помочь что-то осуществить.
Во время занятий Вы увидите насколько увлекается Ваш подопечный, какие ассоциации он проводит и что проговаривает о своих чувствах, как лицо его проясняется. По нашим наблюдениям после занятия подопечные чувствуют себя веселее и лучше, испытывают меньше тревоги, охотнее выходят на контакт и делятся своими чувствами.
В следующей статье мы рассмотрим следующий ряд упражнений по арт-терапии, которые Вы сможете использовать на практике.
Интересная ли для Вас тема статьи?
Статья подготовлена при поддержке гранта Международного конкурса: «Православная инициатива- 2022» и гранта Президента РФ.