Если попросить среднестатистического человека описать влияние
старения на интеллект, то он, как и большинство предположит, что типичный пожилой человек имеет больше знаний, но медленнее думает. Одно из главных изменений познавательных способностей в пожилом и старческом возрасте – снижение скорости выполнения умственных операций. Те интеллектуальные функции, которые зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад.
Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена в первую очередь тем, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики.
В 19 — начале 20 века считалось, что интеллектуальные способности
достигают своего пика в возрасте 18 – 20 лет, некоторое время остаются на одном уровне, а затем начинают снижаться. Исследования Ф. Гальтона показали, что с возрастом интеллект снижается. В современной науке доказано, что данные выводы не являются достоверными в отношении изменений в интеллектуальной сфере. Современные исследования показывают, что люди сохраняют высокий интеллект в пожилом возрасте, но имеются изменения в
структуре интеллекта. Возрастают показатели интеллекта связанные с
накопленным опытом, снижаются – со способностями к усвоению новых знаний. Без изменений остаются те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию слов. Успешность выполнения невербальных заданий с возрастом снижается.
Позитивным качеством познавательной сферы пожилых людей считается мудрость. Сторонники психоанализа связывают ее с опытом разрешения субъективных конфликтов и решений человека. Балтес и Смит определяют мудрость как взвешенность суждений о проблемах действительности. Чандлер и Холлидэй утверждают: мудрый человек, прежде всего, опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. Объединяет различные понятия – способность к решению проблем окружающей действительности. В большинстве случаев исследователи подчеркивают, что мудрость ориентирована на практическую сторону жизни и позволяет выполнить взвешенные суждения по неясным жизненным вопросам. Эмпирические данные о мудрости в основном обнаруживают ее связь с интеллектом и личностными особенностями человека. Накопленный жизненный опыт
способствует проявлению мудрости в позднем возрасте.
Таким образом, можно говорить о неоднородности изменений познавательной психической деятельности в пожилом возрасте. При этом возрастные изменения предполагают формирование приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования на новом уровне организации интеллекта.
Шамовская Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития
При поддержке гранта Президента РФ