Старость как психологический возраст

При поддержке гранта Президента РФ в рамках проекта: Кемеровская служба социальной помощи пожилым людям и инвалидам на дому «Домашняя забота»
Выпускаем нашу следующую статью: «Старость как психологический возраст».
Обычно период старения рассматривается как один из этапов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного опыта и имеет ряд новых свойств и признаков, не встречающихся в более ранних возрастах. В определенный момент жизни, когда развитие функционирования организма замедляется и переходит в стадию регресса, наступает процесс старения. Старение стало обычным явлением лишь в последние 100 лет.
Установлено, что в древности и вплоть до 17 века лишь 1 % людей достигал 65-летнего возраста. К началу 19 века этот показатель достиг 4 %.
Существует предположение, что около 70 % современного населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30 – 40 % более 80 лет. В связи с этим можно говорить об общем старении населения. Как отмечает Г. М. Андреева, любое общественное явление имеет свой психологический аспект. Уникальность феномена старения заключается в том, что оно касается не только населения в целом, но и каждого конкретного человека, который имеет свой неповторимый опыт переживания старения и старости. Знание специфики протекания процесса старения, способов продолжения профессиональной деятельности, степени и характера включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптации к своему состоянию – все это чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим изменениям, поиску новых возможностей.
Современные представления о старении базируются на следующих положениях: Старение и старость являются закономерными процессами возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности.
Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Закон гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровнях. По словам И. С. Кона: «Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психологического развития».
Процесс старения начинается с момента начала становления и развития человека. В общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а под старостью – достижение некоторого предела этих изменений.
Ученые, изучающие проблемы старения, отмечают сложность определения самого психологического состояния позднего возраста.
Биологическое и социальное определения старения являются очень узкими подходами к этому процессу. Часто используется показатель протяженности жизни как независимая переменная. Перечисленные определения старения имеют ограничения для исследований психологии.
По мнению Б. Г. Ананьева необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычленять их биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать связи между ними. Современные авторы предлагают рассматривать процесс старения как
состоящий из 3 комполнентов:
биологическое старение, которое ведет к возрастанию уязвимости организма, изменения в социальных ролях и как следствие изменение паттернов поведения и социального статуса, психологическое старение – выбор способов адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий совладания с трудностями.
Психологическое старение определяется тем, как сам индивид представляет себе процесс своего старения, это специфическое ощущение собственной старости, которое обладает как объективными (снижение физических возможностей, увеличение времени реакции), так и субъективными проявлениями. Психологический аспект старения часто рассматривают применительно к сенсорно-перцептивной, интеллектуальной сферам, характеристикам личности, динамике творческой продуктивности. Кроме того, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально – экономический «порог» – уход на пенсию, изменение социального статуса и социальных ролей. Отсутствие четкой характеристики пожилого человека связано с тем, что процесс старения является очень индивидуальным.
Четкое определение того, с какого возраста человека можно отнести к понятиям «пожилой» и «старый» отсутствует в психологической,
философской и геронтологической литературе. По словам Яна Стюарта- Гамильтона: «не существует определенного момента во времени, когда
человек становится старым… биологический возраст является произвольным и не очень точным критерием, так что использование одной цифры для определения порогового возраста придавало бы ему обманчиво объективный статус».

Шамовская Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития